Городские новости

Дорожная игра на репутацию

20.05.2015

Под вопросом розыгрыш двухмиллиардного конкурса на ремонт дорог в 80% районов Ленобласти. Профессиональные жалобщики оттягивают тендеры до глубокой осени — шансов нет даже у лидера "ЭСКО". Глава УФАС Плетешков предупреждает: председатель Козьминых до хорошего губернатора Дрозденко не доведёт.

Очередной скандал в дорожной отрасли Ленинградской области. Конкурсы на ремонт 132 километров региональных трасс в 14 районах в 2015-2017 годах приостанавливались уже такое количество раз, что перспектив на то, что они будут разыграны хотя бы приблизительно в срок, практически не осталось.

Первые извещения о проведении аукционов на общую сумму 2,2 миллиарда рублей были опубликованы 13 февраля 2015 года. Предполагалось, что к началу мая уже будут известны подрядчики, которые займутся латанием дорог. Однако, с начала апреля в УФАС по Ленобласти стали поступать жалобы на проведение аукционов, что естественным образом притормозило их проведение.

Претензии подавались в три волны.

В первую очередь жаловалась петербургская инженерно-строительная компания "Империал", смысл недовольства которой сводился к формальным аспектам составления технической документации. Антимонопольное ведомство ответило через десять дней, частично признав обвинения правильными.

Через пару дней после этого жалобу подала известная в регионе дорожная компания "ЭСКО". Её специалисты настаивали на том, что документация к тендерам составлена таким образом, что позволяет ограничивать количество участников закупки. Жалоба была рассмотрена УФАС по Ленобласти, но  отклонена.

С середины мая письма в УФАС начала писать более сильная структура - ЗАО "Главная энергия". В претензиях она ссылается на то, что в технической документации к конкурсу говорится о том, что зерновой состав минеральной части должен быть "не более 5 мм", в то время как в соответствии с ГОСТом должно быть написано "мельче". Более того, в компании заявили, что инструкция по заполнению первой части документации не позволяет однозначно судить, как её заполнять.

18 мая областное УФАС признало обоснованными все 14 жалоб ЗАО "Главная Энергия", поданных на дорожные конкурсы.

Как сообщили 47news участники дорожной отрасли, на московскую компанию "Главная энергия" стоит обратить серьёзное внимание, хоть на первый взгляд она никому неизвестна и занимается сносом зданий. По данным нашего издания, фирма принадлежит к числу так называемых профессиональных жалобщиков. То есть тех, кто зарабатывает на том, что составляет настолько серьёзные жалобы, что антимонопольщики точно признают их обоснованными.

При этом многие собеседники 47news прогнозируют, что на признании неправомерным одного условия "Главная энергия" не остановится, а будет забрасывать УФАС претензиями такое количество раз, которое потребуется для приведения документации в определённый порядок. И это будет сильно напоминать "Игру на путепровод", которую вело осенью прошлого года ООО "Спецстрой". Своими формальными жалобами эта компания на несколько месяцев оттянула процедуру подведения итогов тендера, победителем которого должен был стать (и в итоге стал) один из самых крупных петербургских игроков - "Пилон" Мевлуди Блиадзе.

Впрочем, знакомые 47news дорожники видят интригу не в том, что подведение итогов конкурса откладывается  на неопределённый срок. А в том, что компания "ЭСКО", известная в этой отрасли как флагман при получении дорожных заказов (многие ожидали, что в этот раз фирма получит как минимум 70% всего объема), в первых рядах начала обжаловать процедуру.

Общеизвестным (скорее — общепринятым) фактом является то, что условия выигрыша любого крупного конкурса закладываются не на моменте разыгрывания аукциона, а на моменте формирования техзадания. Будущим победителям выдаётся так называемый ключ, который позволяет прописать своё коммерческое предложение так, чтобы оно не только не было отвергнуто, но и обеспечило стопроцентное попадание.

Логично предположить, что, раз заказчиком является комитет по дорожному хозяйству, обеспечивать "точность попадания" тоже должен был, но не обеспечил, он. "Нынешнее техническое задание, видимо, таково, что оно никому из участников не подходит. Для того, чтобы снести конкурс, и нужно подавать жалобы", - считает один из наших собеседников.

"Это свидетельство хоть каких-либо согласованных действий участников процесса. Комитет по дорожному хозяйству, УФАС, госзаказ, заинтересованные элиты — все они тянут в свою сторону и в результате не выигрывает никто. Если бы был единый центр управления процессом, всё бы давно закончилось. Здесь даже непонятно, кто против кого воюет. История будет тянуться примерно до глубокой осени", - прогнозирует другой.

Впрочем, один из наших собеседников считает, что "ЭСКО" подавало жалобы всего лишь для отвлечения внимания от своей персоны. "Я бы сам хотел подавать нелепые детские жалобы, отвлекать внимание и выиграть потом две трети конкурсов", - сказал как раз представитель профессиональных недовольных.

В самом комитете по дорожному хозяйству, впрочем, не видят в сложившейся ситуации трагедии. Председатель комитета Михаил Козьминых сообщил корреспонденту 47news, что его ведомство будет обжаловать решение Ленинградского УФАС в Арбитражном суде.

"УФАС, рассматривая жалобы профессиональных жалобщиков, действующих в чьих-то интересах, удовлетворило их в полном объеме почти по всем лотам. Разумеется, мы внесем изменения в аукционную документацию по предписанию УФАС, как сделали это и в первый раз. Но независимо от этого будем обжаловать решения антимонопольной службы в суде. Иски будут поданы уже до конца этой недели",- пообещал Козьминых.

Председатель КДХ отметил, что в настоящее время не существует правоприменительной практики по технической части аукционов, объявляемых по 44-ФЗ. У областного дорожного комитета уже есть опыт успешного обжалования похожих решений УФАС в арбитраже.

При этом он уточнил, что в техзаданиях говорится в основном о 2016-17 годах, а что касается 2015 года, решается судьба 450 миллионов рублей. Корреспондент 47news не сориентировался и не переспросил, что имеется в виду: то,что за полмиллиарда переживать не очень стоит,  или то, что к 2016-му году аукционы уж точно пройдут.

Напомним, за два месяца это уже второй крупный конфликт, связанный с дорожными аукционами. В марте губернатору Александру Дрозденко пришлось вмешиваться в историю,  когда малоизвестная компания "НСТ" внезапно взяла  миллиардный подряд.

Кстати, глава УФАС Ленобласти Александр Плетешков полагает, что никаких заговоров искать не нужно, а комитет по дорожному хозяйству как раз сделал всё возможное, чтобы дорожный скандал продлился как можно дольше. Вечером во вторник, 19 мая, от пресс-службы ведомства пришёл официальный пресс-релиз с заголовком "Игра дорожного комитета - на кону репутация губернатора Ленинградской области".

В заявлении обращается внимание на интересный факт: жалобы ООО "Империал" и "Главная энергия" практически идентичны. По результату рассмотрения претензий первой компании было выдано предписание, а заказчик внёс изменения, убрав незаконно установленные требования.

Однако по какой-то причине 30 апреля 2015 года все незаконные требования опять были возвращены в аукционную документацию. "Нас очень удивляют действия должностных лиц комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, которые пытаются действовать по правилу "не нытьем, так катаньем". Такое поведение и такое отношение к закону в будущем ни к чему хорошему не приведут", - прокомментировал ситуацию руководитель управления Александр Плетешков.

Очевидно, это ещё один прогноз.
 

Справка:

В Выборгском районе сумма лота — 622,2 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году  5 километров дороги "Молодежное - Верхнее Черкасово", 8,8 километра дороги "Огоньки – Стрельцово – Толоконниково", в 2017 году — ремонт 14 километров дороги "Молодежное - Верхнее Черкасово", 10,17 километра подъезда к посёлку Кутузово.

В Гатчинском районе сумма лота — 145,6 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 5,7 километра на дороге "Пустошка-Вырица", о ремонте в 2016 году 1 километра на дороге "Рошаля-Черново-Учхоз" и 1,2 километра в 2017 году на дороге "Стрельна-Кипень – Гатчина".

В Кировском районе сумма лота — 220,1 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 3,53 километра дороги "Санкт-Петербург-Кировск" и о 7,83 километра дороги "Санкт-Петербург-Кировск".

В Бокситогорском районе сумма лота — 176,8 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 19,56 километра дороги "Заголодно-Ефимовский-Радогощь".

В Лужском районе сумма лота на ремонт дорог - 171,6 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте 6,3 километра дороги "Старополье-Осьмино" в 2015 году и 7,6 километра в 2016 году дороги "Ретюнь-Волошово-Сара Гора".

В Приозерском районе сумма лота — 166,5 миллионов рублей. Речь идёт о ремонте 750 метров дороги "Пески-Сосново-Подгорье" в 2015 году, ремонте в 2016 году 4,5 километров дороги "Пески-Сосново-Подгорье", 8,4 километра дороги "Громово – Яблоновка".

В Волховском районе сумма лота — 121,8 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2015 году 4 километров дороги "Волхов – Бабино – Иссад" и в 2016 году — о 4 километрах дороги "Кириши– Городище – Волхов".

В Киришском районе сумма лота — 106,3 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 5,86 километра дороги "Кириши-Городище-Волхов" и подъезда к деревне Пчевжа, а также в 2017 году о ремонте 1,2 километра дороги "Кириши-Городище-Волхов".

В Тихвинском районе сумма лота — 90,4 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 9,35 километра подъезда к деревне Дуброво.

В Кингисеппском районе сумма лота — 85,9 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 4,8 километра дороги "Псков–Гдов – Сланцы – Кингисепп – Краколье".

В Ломоносовском районе сумма лота — 81,2 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2015 году 6,5 километров дороги "Форт-Коваши-Сосновый Бор" и 300 метров дороги "Петродворец-Кейкино".

В Тосненском районе сумма лота — 79,5 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 4,6 километра дороги "Кемполово-Выра-Тосно-Шапки".

В Сланцевском районе сумма лота — 77 миллионов рублей. Речь идёт о ремонте в 2016 году 4 километров дороги "Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп-Краколье".

В Подпорожском районе сумма лота - 53 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте в 2015 году 3,2 километра подъезда к посёлку Никольский.

Юлия Гильмшина,
Артём Шалякин,
47news